Сухие смазки: понятие, разновидности, основные характеристики
03.04.2024
Сухая смазка представляет собой сухой твердый смазочный материал, в структуре которого не содержится жидкости. Смазка способна сохранять свои объемы, а также форму только в определенном температурном диапазоне при постоянстве установленных технической документацией нагрузок.
К категории сухих смазок можно отнести:
Группы смазочных материалов, в составе которых содержатся сухие смазки
Дисперсии. В их структуре присутствуют высококонцентрированные твердые смазочные вещества, применяемые в виде добавок к трансмиссионному (двухтактные двигатели к мотоциклам), дизельному, а также редукторному маслу. Благодаря твердым веществам смазываемая поверхность покрывается дополнительным защитным слоем, уменьшающим трение взаимодействующих деталей.
Пластичные смазки. Как правило, доля сухих смазочных материалов в пластичных смазках составляет менее 3%. Данные смазки широко применяются в металлообработке, а также на автомобильных предприятиях, к примеру, в шарнирных изделиях.
Пасты. Такие материалы содержат порядка 65-70% твердых смазок, поэтому паста рассчитана на восприятие очень высоких нагрузок и способна работать при экстремальных температурах, даже если испарится жидкая составляющая.
Порошок, а также мягкие металлы. Сухая смазка может использоваться самостоятельно в виде порошка (к примеру, дисульфид молибдена, графит), а также в виде мягких металлов (серебро, кадмий олово, медь, прочие).
Данные материалы демонстрируют отличные эксплуатационные характеристики даже работая при значительном разбросе температур. Большинство сухих смазок хорошо взаимодействует с пластиком, они могут использоваться в вакууме, а также под воздействием радиационного излучения. Вместе с тем в отличие от жидкого масла, сухая смазка хуже отводит тепло. Помимо этого, при добавлении твердосмазочного вещества в масло уменьшается проникающая способность полученной в результате такого смешения смазки.
Следовательно, говорить о возможности полной замены традиционных масел и смазок — на сухие смазки нельзя, потому что последним присущи некоторые недостатки.
Структура сухих смазок
К категории сухих смазок можно отнести:
- Сурьму, вольфрам, цинк, а также ряд иных простых химических веществ.
- Измельченную до порошкообразного состояния медь, дисульфид молибдена, никель, олово, а также комбинации этих материалов.
- Полиэтилен и политетрафторэтилен.
- Оксидные соединения металлов, к примеру, циркония.
Группы смазочных материалов, в составе которых содержатся сухие смазки
Дисперсии. В их структуре присутствуют высококонцентрированные твердые смазочные вещества, применяемые в виде добавок к трансмиссионному (двухтактные двигатели к мотоциклам), дизельному, а также редукторному маслу. Благодаря твердым веществам смазываемая поверхность покрывается дополнительным защитным слоем, уменьшающим трение взаимодействующих деталей.
Пластичные смазки. Как правило, доля сухих смазочных материалов в пластичных смазках составляет менее 3%. Данные смазки широко применяются в металлообработке, а также на автомобильных предприятиях, к примеру, в шарнирных изделиях.
Пасты. Такие материалы содержат порядка 65-70% твердых смазок, поэтому паста рассчитана на восприятие очень высоких нагрузок и способна работать при экстремальных температурах, даже если испарится жидкая составляющая.
Порошок, а также мягкие металлы. Сухая смазка может использоваться самостоятельно в виде порошка (к примеру, дисульфид молибдена, графит), а также в виде мягких металлов (серебро, кадмий олово, медь, прочие).
Антифрикционные покрытия
При смазывании этими материалами поверхностей растворитель, который входит в состав антифрикционных покрытий испаряется, а целый ряд связующих веществ затвердевает. Результатом становится получение сухого прочного слоя. С учетом характеристик связующих веществ отвердение рассматриваемых покрытий может наступать в ходе целенаправленного нагрева, либо даже под воздействием комнатной температуры. Благодаря связующему веществу обеспечивается хорошее сцепление смазки с поверхностью, поэтому в большинстве случаев один нанесенный слой такого покрытия гарантирует многолетнюю эксплуатацию механизма.Сильные и слабые стороны сухой смазки
Данные материалы демонстрируют отличные эксплуатационные характеристики даже работая при значительном разбросе температур. Большинство сухих смазок хорошо взаимодействует с пластиком, они могут использоваться в вакууме, а также под воздействием радиационного излучения. Вместе с тем в отличие от жидкого масла, сухая смазка хуже отводит тепло. Помимо этого, при добавлении твердосмазочного вещества в масло уменьшается проникающая способность полученной в результате такого смешения смазки.
Следовательно, говорить о возможности полной замены традиционных масел и смазок — на сухие смазки нельзя, потому что последним присущи некоторые недостатки.